B 2014 году вступил в законную силу Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка». Появление этого важнейшего документа ожидалось давно и обусловлено кардинальными изменениями в жизни нашего общества в последние годы, в том числе значительно усложнившейся криминогенной обстановкой в городах и населенных пунктах России.
Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.
Закон выделяет следующие формы участие граждан в охране общественного порядка:
Две последние формы отличаются друг от друга тем, что в деятельности общественного объединения правоохранительной направленности граждане участвуют без оформления членства, а народная дружина является общественным объединением, основанным на членстве.
Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр, который ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Общим условием участия граждан в охране общественного порядка в каждой из указанных форм является достижение возраста восемнадцати лет.
Законом предусмотрен ряд ограничений, при наличии которых граждане не могут быть внештатными сотрудниками полиции, учредителями или участника общественного объединения правоохранительной направленности, народными дружинниками. Эти ограничения связаны с наличием судимости, привлечением к уголовной и административной ответственности, с участием в экстремистской деятельности, с состоянием здоровья и наличием психических расстройств и т.д.
Привлечение граждан в качестве внештатных сотрудников полиции к участию в охране общественного порядка, а также по другим направлениям деятельности полиции осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования и территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Основными направлениями деятельности народных дружин являются содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины, участие в охране общественного порядка в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, распространение правовых знаний.
Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.
Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
При охране общественного порядка народные дружинники должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния, принимать меры по охране места происшествия, по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения, оказывать содействие полиции, применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Законом, осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.
Закон устанавливает общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие этого положения Федеральным законом от 02.04.2014 ? 70-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 19.35, предусматривающей административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в виде штрафа в размере от 500 до 2500 рублей.
Нужно отметить, что этим же Законом Кодекс дополнен статьей 19.36, предусматривающей административную ответственность народных дружинников и внештатных сотрудников полиции за совершение действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Положения Федерального закона о народных дружинах распространяются на деятельность народных дружин из числа членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, с учетом особенностей, указанных в данном Законе и Федеральном законе ?О государственной службе российского казачества?.
Закон обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывать поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создавать условия для деятельности народных дружин.
Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительная символика народного дружинника.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности. Указанные органы могут также за счет средств соответствующих бюджетов осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружин, представлять дружинникам проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования.
Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.
Закон предусматривает также возможность выплаты вознаграждения народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.
Порядок предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
Последнее обновление: 21 апреля 2021, 05:48