Легенда о Чулыме

         Мать рек, по-киргизски Енесу, ждала у Хабачара из тайги своего шаловливого сына Чулыма. Ждала и не дождалась, потому что он потерялся и долго блуждал по таежным долинам. Мать пошла искать его на восход солнца, а он, глупый, не встретив ее у Хабачара, побежал на заход, где и пристал приемышем к большой реки Оби.

 

 

О происхождении созвездия Большой Медведицы Чедыган

         Раньше было семеро охотников. Догоняли они однажды сохатого. Первый охотник, который догонял сохатого, коугже. Сзади уже помошники его – ковозугжи, их было трое. Остальные трое чугачилер несли продукты. Бежали они. Случился сильный мороз. Застыли они, и получился Чедыган. Самый первый – самый знатный – пилигже.

 

 

От моря до Чулыма

         Сопровождали как-то наши охотники казаков. Плыли по реке Енисею на большой лодке. Выплыли в море и несколько дней плыли по морю. И однажды на лодку напала большая акула и пробила ее. Вода стала быстро затоплять лодку, люди стали тонуть. В лодке осталось только два наших охотника. Тех, кто выпрыгивал из лодки, догоняла и проглатывала акула. Наши охотники прощались с жизнью. Неожиданно подплыла большая рыба и плавником закрыла пробоину. Наши охотники не растерялись и кожей заделали пробоину.

         Охотники доплыли до ближайшего берега. Большая рыба сопровождала их и уплыла, когда охотники оказались на берегу. Вышли охотники в устье большой реки и стали подниматься берегом. Вышли в устье Чулыма. В селении остяков отдохнули несколько дней. Отсюда добрались до наших мест и с тех пор обосновались в Чулымской тайге.

 

 

Легенда о девяти братьях

         Девять братьев когда-то проживали на городке, где сейчас располагается д. Обрыв. Девять братьев жили вместе со своими родителями. Восемь были женаты, а девятый, самый младший,  был еще холостой. Он был известен как богатырь, обладавший огромной силой. В марте месяце отец пошел на промысел в тайгу с тремя сыновьями. В тайге они наткнулись на стойбище остяков, которые их встретили гостеприимно. Переночевав у них и отблагодарив за гостеприимство, отец утром с сыновьями двинулся в обратный путь.

         Когда они вышли на гнилое болото, имевшее в окружности около 9 километров, отец сказал сыновьям, что дружеский прием, оказанный им остяками, кажется ему подозрительным и он предчувствует опасность. «Давайте обождем здесь на болоте, - сказал он, - иначе в тайге они нас убьют!»

         Среди болота был небольшой островок, заросший хвойным лесом, они засели на этом островке. Через некоторое время показались преследователи, предосторожность старика была правильной. Когда преследователи подошли на расстояние полета стрелы, отец и сыновья выпустили им в ноги стрелы, чтобы наказать, не убив. Подойдя к ним, сказали: «Мы живем на Чулым-реке, приходите к нам воевать».

         Оставшиеся на стойбище остяки, не дождавшись своих товарищей, пошли по следу и нашли их на снегу изуродованными. Они им рассказали о том, что произошло и о том, что их вызывают воевать девять братьев.

         Весной несколько отрядов остяков пришли, чтобы отомстить за своих товарищей. Стояла жаркая погода, когда остяки расположились в ложбинке неподалеку от землянки девяти братьев в ожидании их появления.

         Младший брат, богатырь, в это время вышел наружу, и остяцкие стрелы сразили его. Падая, он издал крик, услышанный отцом. Тот вышел и, увидев, что случилось, дал команду начать бой. А снохам он наказал, чтобы они дверей не открывали, такой был обычай, что снохе не разрешалось собирать старика в путь и не быть подле него в бою.

         Братья хорошо разили остяков своими стрелами. Однако одна из снох открыла дверь, чтобы посмотреть, что там происходит. В образовавшееся отверстие влетела стрела и поразила старика. Сторона братьев, потеряв опору, стала слабеть, остяки быстро наседали и перебили всех братьев. Старуха видит, что дело плохо, быстро выкопала под порогом землянки углубление и спрятала туда одну из снох, которая была в положении. Углубление она засыпала, вставив туда дудку для дыхания. Она едва это успела сделать, как уже ворвались остяки. Они забрали женщин, все богатство и ушли.

         Когда все закончилось, оставшаяся женщина вылезла из своего укрытия и направилась к своему отцу, который проживал километров 200 ниже по Чулыму. Там она родила двух сыновей и через месяц скончалась. Когда два брата подросли, они решили отправиться на местожительство своего отца. Они поднялись на лодках по реке Чичка-Юл до места, где намного позднее расположиться поселок Заря. Прожив здесь два года, они продвинулись на место, где жил их отец, немногим выше места, где расположена дереня Старые Тарлаганы. Здесь их настигла православная вера и им присвоили фамилии: одному – Тарлаганов, а другому Кулеев.

         Тарлаганов остался на месте, поэтому возникшая там деревня получила название Таралаганы, Кулеев стал жить ниже по Чулыму и на этом месте возникла деревня Куяны.


 

Легенда о возникновении деревни Бергаево

Давным-давно жили два племени на берегу реки Чулым километрах в 50 друг от друга. Вождя одного племени звали Тудуш Хаборга, вождя второго племени Бергай Одезо. Эти племена страшно враждовали между собой. В одном поединке Бергай был убит, а его племя захвачено. Жену и ребенка Бергая укрыли. Когда Тудуш был изгнан, жена бергая стала вождем, а в память о своем муже назвала поселение Бергаево, а озеро Бергай.

 

 

Чеды-Тыт или семь лиственниц

         Киргизы в давнее время часто делали набеги в чулымские земли, угоняли детей и молодых девушек. Чулымцы пугали непослушных детей: «Смотри, не будешь слушаться, придет киргиз и тебя съест».

         Однажды приплыли на больших лодках киргизские богатыри, стали требовать у наших охотников пушнину. Но пушнину успели забрать казаки. Стали тогда киргизы забирать молодых девушек. У молодого чулымского богатыря Алтынэл забрали красавицу жену. Уплыли киргизские богатыри в верховья Чулыма.

         Собрал богатырь Алтынэл семь охотников и договорились совместно, что надо догнать киргизов и отобрать у них своих сестер и жен. Шли несколько дней без остановок и догнали киргизов в узком месте Чулыма. Киргизы не ожидали нападения. Долго шла борьба, но силы были неравные, семь охотников пали от копей киргизских воинов. Богатырь Алтынэл был в схватке ранен, упал. Киргизы решили, что все охотники погибли и поплыли в верховья Чулыма.

         Поднялся богатырь Алтынэл, перевязал свою рану. Увидел, что охотники, бывшие с ним, погибли. Много усилий затратил Алтынэл, но построил большой плот. Положил погибших охотников на плот и сплавился до своих мест. Похоронил он охотников недалеко от берега. На каждом могильном холмике посадилпо лиственнице. Когда вернулись сестры и жены семи охотников, узнали, что их мужья и братья погибли, стали плакать над их могилами. Плакали день, два, неделю плакали. Лились горькие слезы на молодые деревца. И выросли на могилах высокие, стройные лиственницы. 

 

 

Охотник и волк

(Ананарга куч кижи и моор)

         Убили охотники в лесу волчицу с волчатами. Но один волчонок остался случайно жив, и нашел волчонка один добрый молодой охотник и решил его выкормить. Жалко стало, ведь пропадет в лесу, очень уж маленький. Принес охотник волчонка себе в жилище и стал его кормить. Все родственники ругали его, заставляли отнести волчонка в тайгу и оставить его там. Но молодой охотник привязался к волчонку, жалко было его бросать в тайге одного. Так и остался волчонок в жилище охотника, рос, набирался сил.

         Когда подрос волчонок, охотник решил отнести его в лес, пусть живет в лесу. Понес охотник молодого волка в лес, отошел не так далеко от своего жилища и отпустил его на волю. Молодой волк не захотел уходить, ему хотелось быть там, где его обогрели, и он ходил рядом с жилищем охотника. Побоялся охотник, что кто-нибудь из людей увидит волчонка и может убить. Унес волчонка подальше в лес.

         Прошло с тех пор несколько лет. Волчонок, теперь уже волк, не появлялся на глазах и охотник даже забыл, что когда-то выкормил волка. Как-то в зимнюю пору охотники  подымали медведя из берлоги, не смогли убить и только ранили. Ушел медведь от охотников и стал нападать на людей. Многие охотники пытались его убить, но сами становились жертвами. Стали этого медведя бояться. Увидят люди следы медведя-людоеда и уходят с его пути подальше. Однажды кровожадный медведь появился на тропе охотника, выкормившего волка. В это время охотник охотился в тайге, жил в балагане.

         А волк не забыл своего спасителя, приходил к балагану, выходил на его охотничью тропу и со стороны смотрел на охотника. А медведь решил напасть на человека. Волк почуял неладное. В это время появился охотник и медведь накинулся на него. Тогда волк бросился на медведя,  помешал медведю ударить охотника со всей силы. И все же силы были не равны. Охотник хотя и ослабел, но собрался и из последних сил пронзил медведя ножом. Больших усилий стоило волку вытащить охотника из-под медведя и все же он это сделал. Охотник не приходил в сознание. Тогда волк разорвал куртку охотника, взял в пасть клок одежды и побежал к жилищу, где жил охотник. Отец охотника, увидев клок одежды сын,а сразу понял что к чему. Позвал отец охотников и отправились они туда, где был раненный

сын, нашли его, привели в чувство и вернулись с ним домой. Так был спасен охотник благодаря тому, что когда-то спас волчонка. С тех пор волк часто приходил к охотнику, когда тот был на охоте в своем балагане. А случилось это недалеко от Старых Тарлаган.


 

Об олене Акиик

         В то далекое время водились в наших местах большие стада оленей, и был среди оленей стада самый главный вожак. Отличался он умом и быстрым бегом. Многие охотники охотились на него, но не удавалось его подстрелить. Не успевала стрела сорваться с лука, как он убегал. Были большие споры среди самых лучших охотников Чулыма. Заявляли охотнико, что глаза у них самые зоркие, что пустят стрелу из лука и пронзят этого оленя. Лучшие охотники проигрывали споры. Вожак-олень не только спасался сам, но и уводил всех оленей в безопасное место, спасая от опасности, которая ожидала в лесу. Старейшины наших охотников говорили, что этого оленя не поразит и огненная стрела, что есть у казаков.

         Когда у охотников появились ружья – пистоновки, то охотники решили подстрелить вожака стада оленей огнестрельным оружием. Несколько самых лучших охотников стали подкарауливать и выслеживать оленя. Наконец, выследив оленя, охотники начали стрелять из ружей, но олень сумел убежать и от выстрелов охотников. Старейшины селений говорили, что этот гордый олень уведет всех оленей с этих мест, если будут охотники на него охотиться. Не послушались старейшин охотники. Еще раз подкараулили и начали стрелять  в вожака оленей из ружей. Олень ушел и в этот раз. Только увидели охотники кровь на земле. Значит олень ранен   и погибнет в скором времени. Но прошло время,  снова стал появляться вожак в лесу, но недолго. Увел он стадо с этих мест, ушли они далеко от Чулыма.  Не послушались старших молодые охотники, не поверили, что гордый олень уведет все стадо.Раньше оленей было много в тайге, сейчас оленей в тайге нету. Ружьями стреляли оленей очень много, охотники плохие.

 

 

Последнее обновление: 21 апреля 2021, 05:48

Просмотров: 1195