Информация Росреестра

 

Проведение проверочных мероприятий по соблюдению требований земельного законодательства в отношении администраций муниципальных образований Томской области

 

В отношении администраций муниципальных образований (районов, городов, поселений) Управление Росреестра по Томской области (далее - Управление) проводит плановые проверки. Данные проверки проводятся в общем порядке, предусмотренном для проверок в отношении организаций (юридических лиц), установленном положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По общему правилу проверяемому лицу в данном случае необходимо предоставить документы на земельный участок, обеспечить доступ должностному лицу (инспектору) к данному земельному участку и обеспечить присутствие представителя (контактное лицо), которое будет взаимодействовать с должностным лицом Управления при проведении проверки. На практике каких-либо проблем у администраций муниципальных образований по данным вопросам не возникает.

В абсолютном большинстве случаев проверке подлежат:

1. требования законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (за нарушение данных требований ответственность предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ - административный штраф в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей);

2. требования законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (за нарушение данных требований ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ -  административный штраф в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей);

3. требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (за нарушение данных требований ответственность предусмотрена ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ - административный штраф на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей).

Соблюдение последних требований тесно связано с первыми двумя и из них вытекает, поскольку в случае, если выявлено соответствующее нарушение, помимо штрафа за сам факт нарушения должностное лицо выносит предписание со сроком устранения нарушения. По истечении срока устранения нарушения, установленного предписанием, проводится проверка его исполнения.

Хочется отметить, что на практике администрации муниципальных образований не являются злостными нарушителями требований земельного законодательства, но выявляются отдельные факты нарушений, выраженных в использовании земельных участков без прав, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

В целях недопущения нарушений требований законодательства  Российской Федерации о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, рекомендуем администрациям муниципальных образований вовремя оформлять документы на используемые земельные участки.

 

 

Порядок предоставления информации из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства

 

Управление Росреестра по Томской области осуществляет оказание государственной услуги по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных (далее - ГФД) и информации о документах ГФД в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 14 ноября 2006 г. № 376.

К документам ГФД, полученных в результате проведения землеустройства отнесены: материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель; генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований; схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; проекты освоения новых земель; проекты рекультивации нарушенных земель; проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Для получения документов ГФД заинтересованные лица представляют: заявление; документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий полномочия заинтересованного лица (доверенность). Заинтересованные лица представляют заявление для получения документов ГФД лично, либо почтовым отправлением. В случае если заявление заполнено машинописным способом, заинтересованное лицо дополнительно в нижней части заявления разборчиво от руки (чернилами или пастой) указывает свою фамилию, имя и отчество (полностью).

Документы ГФД, носящие открытый общедоступный характер, предоставляются всем заинтересованным лицам. Оригиналы документов ГФД предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений ГФД. Заинтересованное лицо (пользователь) не может запросить за один раз более десяти документов. Выписки и выкопировки из документов ГФД производятся пользователями самостоятельно. В случае обращения за документами ГФД по почте предоставляются только копии документов ГФД. Изготовленные копии Документов государственного фонда данных направляются заинтересованным лицам. В случае личного обращения, запрашиваемые документы ГФД или мотивированный отказ в их предоставлении подготавливаются для передачи заинтересованным лицам в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия заявления. В случае обращения за документами ГФД по почте предоставление копий документов ГФД или мотивированный отказ в их предоставлении производится в течение 15 дней со дня получения заявления о предоставлении копий документов ГФД. Сотрудник, осуществляющий прием заявлений, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления в случае: наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствия документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя; отсутствия документа, подтверждающего полномочия представителя заинтересованного лица. Основанием для отказа в предоставлении документов ГФД являются: отсутствие запрашиваемых документов ГФД; отсутствие сведений о запрашиваемых документах ГФД; отсутствие у заинтересованного лица или его представителя документов, требуемых для предоставления государственной услуги.

Формы заявлений размещены на сайте Росреестра в разделе: Главная>Физическим лицам>Получение сведений из государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства https://rosreestr.gov.ru/site/fiz/poluchit-svedeniya-o-zemleustroystve/?detail для физических лиц

и в разделе: Главная>Юридическим лицам>Получение сведений из государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства https://rosreestr.gov.ru/site/ur/poluchit-svedeniya-o-zemleustroystve/?detail для юридических лиц.

 

 

Порядок возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости

 

Возврат платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливается порядком взимания и возврата платы за предоставление сведений (Приказ Росреестра от 13.05.2020 N П/0144 "Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации").

Полученная органом регистрации прав плата полностью подлежит возврату в случаях:

если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений ЕГРН;

внесения ее в большем размере, чем предусмотрено в соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.

Возврат платежа осуществляется на основании заявления плательщика или его правопреемника (далее - заявление о возврате платежа) либо на основании решения суда. Заявление о возврате платежа представляется в орган регистрации прав, в который подавался запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, одним из способов, предусмотренных для подачи запроса.

В случае подачи заявления о возврате платежа в электронном виде такое заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Заявление о возврате платежа может быть подано в течение трех лет со дня внесения платы.

К заявлению о возврате платежа прилагаются подлинные платежные документы (в случае, если плата внесена в наличной форме) или копии платежных документов (в случае, если плата внесена в безналичной форме).

При наличии информации о внесении платы, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих внесение платы, не требуется.

 

 

Ранее учтённый земельный участок

 

Для начала давайте разберёмся, что такое ранее учтённые земельные участки в соответствии с законодательством.

Ранее учтёнными земельными участками считаются участки, в отношении которых был осуществлён государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Кроме того, земельные участки в отношении которых не проводился государственный кадастровый учет, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН)  и которым присвоены условные номера в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтёнными земельными участками.

В случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке орган регистрации прав, в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа) устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок.  Такими документами могут быть государственные акты на землю, свидетельства,  постановления и другие документы, подтверждающие предоставление земельного участка до 25.10.2001;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет или государственную регистрацию права на земельный участок;

В течение пяти рабочих дней со дня включения в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке  орган регистрации прав выдает или направляет выписку из ЕГРН о земельном участке.

 Итак, если у Вас есть документы, устанавливающие и (или) подтверждающие Ваши права на земельный участок, а также при наличии условия, что такой земельный участок Вам был предоставлен до 25.10.2001, Вы вправе обратиться за внесением сведений о таком ранее учтённом земельном участке.

Предоставить необходимые для осуществления государственного кадастрового учета документы Вы можете:

- путем личного обращения в Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. С графиком работы  отделов ОГКУ «ТО МФЦ» Вы можете ознакомиться на сайте http://www.mfc.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999;

- в электронном виде через портал «госуслуги» https://www.gosuslugi.ru/, либо с использованием официального сайта Росреестра https://rosreestr.gov.ru/.

Обращаем Ваше внимание, что отсутствие описания местоположения границ  (межевание) ранее учтённого земельного участка не является препятствием для реализации Ваших гражданских прав согласно ст. 549-557, 572 Гражданского кодекса Российской Федерации. Установление описания местоположения границ (межевание) ранее учтённого земельного участка проводится по желанию правообладателя.


 

 

Регистрация права при разграничении собственности на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»

 

Разграничение собственности, возникшей до 1992 года регулируется постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1).

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к Постановлению № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к Постановлению № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к Постановлению № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Постановление № 3020-1 также предусматривает порядок оформления передачи указанных в приложениях объектов, отдельные вопросы возникновения прав на объекты, порядок передачи объектов из одного ведомства в  другое и иные вопросы.

Порядок разграничения государственной собственности, установленный Постановлением № 3020-1, не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.

Решение о государственной регистрации прав, возникших на основании  Постановления № 3020-1, принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам проведенной правовой экспертизы представленных документов.

При этом Постановление № 3020-1 являться основанием для осуществления государственной регистрации права собственности в отношении объектов, указанных в названном постановлении, которые были созданы (возведены) до вступления в силу Постановления № 3020-1.

Для осуществления государственной регистрации права собственности на такие объекты недвижимого имущества необходимо представление выписки из реестра соответствующего собственника имущества, содержащей сведения о документе-основании возникновения права собственности - Постановлении № 3020-1.

При этом документы, подтверждающие ведомственную принадлежность объектов, а также документы, послужившие основанием для включения указанных объектов в реестр имущества, при осуществлении учетно-регистрационных действий, как правило,  не истребуются.

В случае выявления несоответствий сведений об объекте в правоустанавливающем документе сведениям Единого государственного реестра недвижимости, наличия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами, государственными регистраторами прав принимаются решения о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав.

Источник: Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области Телефон (3822)52-62-52