О регистрации договоров участия в долевом строительстве

 

Управление Росреестра по Томской области информирует, что в текущем году возросло количество заявлений о государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, поданных в электронной форме (в сравнении с 2020 годом).

Если в 1 квартале 2021 года соотношение заявлений о государственной регистрации таких договоров, поданных посредством личного обращения и в электронном виде составило 11,8%, то в третьем квартале 2021 года этот показатель вырос до 30%. Преимущественно на государственную регистрацию в электронном виде представлены договоры долевого участия, заключаемые с использованием ипотечных средств.

В целях повышения эффективности оказания государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, для повышения привлекательности услуги, оказываемой в электронной форме, а также с целью достижения показателей, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации № 1147-р Управление Росреестра по Томской области активно включилось в реализацию проекта «Ипотека за один день».

Договоры, заявления о государственной регистрации которых поданы в электронной форме, и при проведении правовой экспертизы которых не будут выявлены недостатки, препятствующие государственной регистрации, будут зарегистрированы в течение одних суток с момента их поступления в орган регистрации.

Обращаем внимание заявителей на преимущество подачи заявлений о государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве в электронном виде. Помимо сокращенного срока регистрации заявителям не потребуется записываться на прием и быть ограниченным определённой датой и временем для подачи документов, к тому же отсутствует необходимость контактировать с неопределенным кругом лиц в период пандемии. Налоговым кодексом Российской Федерации установлены льготы для тех, кто подает заявления и документы в электронной форме. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию прав, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации, в отношении участников долевого строительства, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.

 


 

 

Перераспределение земельного участка

 

Одной из форм образования земельных участков является их перераспределение, в результате которого образуются новые земельные участки (ст. 11.2 ЗК РФ).

Земельные участки, из которых при перераспределении образуются новые участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ).

При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков (п. 2 ст. 11.7 ЗК РФ).

Таким образом, основанием для перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, является решение собственников о их перераспределении.

В ст. 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Перераспределение указанных выше земель осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Согласно установленному порядку для заключения данного соглашения граждане или юридические лица, собственники участков должны обратиться в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении.

Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 


 

 

В Управлении Росреестра по Томской области состоялось заседание Оперативного штаба по вопросам выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

 

В конце сентября 2021 года в Управлении Росреестра по Томской области состоялось расширенное заседание Оперативного штаба по вопросам реализации Федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон о выявлении правообладателей) на территории Томской области с участием представителей Управления ФНС России по Томской области, Администрации Томской области, а также органов местного самоуправления.

В ходе заседания обсуждались промежуточные итоги работы по реализации мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости на территории Томской области, а также рассматривались вопросы, возникающие в деятельности органов местного самоуправления по данному направлению.

Согласно  положениям Закона о выявлении правообладателей органы местного самоуправления (уполномоченные органы) проводят мероприятия по выявлению и внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости для дальнейшей передачи в налоговые органы. При этом уполномоченные муниципальные органы направляют запросы, в том числе в налоговые органы, органы записи актов гражданского состояния, нотариусам, органы и организации по государственному техническому учету
и (или) технической инвентаризации для получения информации о ранее учтенных объектах недвижимости, о чьих правообладателях недостаточно данных для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им объектов, если таких сведений и подтверждающих документов нет в распоряжении уполномоченного органа.

«Практическая реализация положений Закона о выявлении правообладателей во многом повысит качество содержащихся в ЕГРН данных, с одной стороны, с другой – повысит степень защиты имущественных прав и законных интересов собственников недвижимости.

Закон о выявлении правообладателей не ограничивает при этом граждан в возможности осуществить государственную регистрацию прав на принадлежащие им объекты недвижимости в любой период времени по их усмотрению.

В целях повышения активности россиян в данном направлении в Налоговый Кодекс Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2021, в соответствии с которыми жителям России больше не нужно платить государственную пошлину при регистрации ранее возникших прав на объекты недвижимости», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 


 

 

Закон о выявлении ранее учтенных объектов недвижимости позволит наполнить Единый государственный реестр недвижимости полными и точными сведениями

 

Наполнение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) актуальными и достоверными сведениями – одно из ключевых направлений деятельности Росреестра и его территориальных органов.

Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 518), положения которого вступили в силу 29.06.2021, предусмотрены существенные изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) в институт ранее учтенных объектов недвижимости и ранее возникших прав.

Изменения касаются не только порядка внесения сведений в ЕГРН о таких объектах и правах, но и предусматривают новый порядок выявления правообладателей, в котором активное участие примут органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Теперь в кадастр недвижимости ЕГРН будут вноситься дополнительные сведения о вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном правообладателе данного объекта недвижимости в случае, если документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН.

Кроме того, Закон о регистрации дополнен статьей 69.1, в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются полномочиями по проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости; проведению мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости и иными полномочиями, которые позволят существенно увеличить данные ЕГРН.

Также в Управлении Росреестра по Томской области продолжается активная работа по реализации положений Закона № 518 во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Была утверждена «дорожная карта», которая содержит комплексный план по наполнению ЕГРН полными и точными сведениями.

 


 

 

Надзор за соблюдением каких требований земельного законодательства относится к компетенции Росреестра и его территориальных органов?

 

Использование земельных ресурсов в различных направлениях деятельности подконтрольно государству и должно осуществляться по правилам и нормам, установленным действующим земельным законодательством. Соблюдение правил использования земли, а также порядка распоряжения землёй и регулирования земельных отношений контролируется надзорными органами. Лица, нарушающие установленные законом правила использования земли подлежат административной и уголовной ответственности.

Основной задачей государственного земельного надзора является контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм собственности, и их законными представителями.

В соответствии с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), Росреестр (его территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

а) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;

б) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

в) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;

г) органами государственной власти и органами местного самоуправления требований земельного законодательства при предоставлении земель, земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

д) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

е) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Росреестра (его территориальных органов) в пределах их компетенции.

Практика осуществления государственного земельного надзора Асиновским межмуниципальным отделом на территории Асиновского, Зырянского, Первомайского, Тегульдетского районов показала, что самое распространенное нарушение земельного законодательства - это самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе, использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (ответственность за правонарушение установлена статьей 7.1 КоАП).

В 2021 инспекторами отдела было проведено 115 проверок соблюдения земельного законодательства, по результатам которых было выявлено 77 фактов использования земельных участков лицами, не имеющими предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на используемые земельные участки.

Обращаем внимание лиц, использующих земельные участки на необходимость соблюдения норм земельного законодательства связанных с целевым использованием земель.

Сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка указываются в документах на землю, содержатся в ЕГРН и указываются в выдаваемой выписке из Единого государственного реестра недвижимости.

За использование земельного участка не в соответствии с категорией земель или разрешенным использованием установлена ответственность в виде штрафа (ст. 8.8 КоАП РФ).

 


 

 

Как получить лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности в 2021 году?

 

На вопрос отвечает Татьяна Крупиненко, главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области: «С 1 января 2021 года изменился порядок осуществления лицензирования геодезической и картографической деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности», а также постановления Правительства РФ от 28.07.2020 № 1126 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности».

По новым правилам под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий. Днем предоставления лицензии теперь будет считаться день внесения в реестр лицензий соответствующей записи. В течение трех рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензирующий орган направит уведомление о предоставлении лицензии лицензиату по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

 В связи с чем прекращено предоставление лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности на бланках, не предоставляются дубликаты и копии лицензий, в том числе выданные до 1 января 2021года. Предоставление и переоформление лицензии теперь подтверждается записью в реестре лицензий. Реестр лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности ведется Росреестром в электронном виде путем внесения в него записей. Заинтересованные лица могут обратиться в территориальные органы Росреестра за выпиской из реестра лицензий, которая может быть предоставлена в форме электронного документа бесплатно, либо на бумажном носителе за плату в установленном приказом Минэкономразвития России от 06.11.2020 № 742 размере 3000 руб. Следует обратить внимание на то, что лицензии, выданные ранее, действительны и замене и переоформлению не подлежат.

Кроме того, изменен перечень лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии или лицензиату. Так, например, из данного перечня исключено требование соблюдения лицензиатом требований к употреблению в созданных геодезических и картографических материалах наименований географических объектов.

Лицензию на геодезическую и картографическую деятельность могут получать лица, имеющие специальность «прикладная геодезия». Она добавлена в перечень специальностей среднего профессионального образования, необходимых для выполнения определенных видов лицензионных работ. При этом перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, остался без изменений.

Для желающих получить или переоформить лицензию на геодезическую и картографическую деятельность важно знать, что с нового года поменялись формы заявления на предоставление и переоформление таких лицензий. Данные формы являются приложением к приказу Росреестра от 28.09.2020 № П/0353 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в процессе лицензирования геодезической и картографической деятельности».

За информацией по вопросу предоставления или переоформления лицензии на геодезическую и картографическую деятельность можно обратиться в отдел землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области по телефону 8(3822)513622».

  

Просмотров: 824
Источник: Управление Росреестра по Томской области