ОТЧЁТ

о деятельности Контрольно-счетного органа муниципального образования «Тегульдетский район» за 2023 год

 

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и в соответствии со статьей 14 Положения о Контрольно-счетном  органе муниципального образования «Тегульдетский район», утвержденного решением Думы Тегульдетского района от 24.02.2022 № 1. Отчет содержит информацию об основных направлениях и результатах деятельности Контрольно-счетного органа муниципального образования «Тегульдетский район» в  2023 году.

 

1. Основные задачи и правовое регулирование деятельности

 

Контрольно-счетный орган муниципального образования «Тегульдетский район» (далее – КСО) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом                         от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления                     в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Контрольно-счетном  органе муниципального образования «Тегульдетский район», утвержденным решением Думы Тегульдетского района от 24.02.2022 № 1 (далее – Положение о КСО).

В соответствии с пунктом 1 стати 11 Положения о КСО Контрольно-счетный орган осуществлял свою деятельность на основе Плана работы Контрольно-счетного органа муниципального образования «Тегульдетский район», утвержденного распоряжением КСО от 28 декабря 2022 года № 20.

Исполнение плана работы позволило провести контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в различных сферах деятельности органов исполнительной власти и казенных учреждениях, выявить определенные нарушения и недостатки, а также принять необходимые меры для устранения как самих нарушений, так и причин и условий, способствовавших их совершению.

 

2. Итоги контрольной деятельности

 

Объектами контрольных проверок в 2023 году стали 2 муниципальных учреждения и 4 сельские администрации, расположенные на территории района.

В форме контрольных мероприятий проведены 6 внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств:

1)           внешняя проверка бюджетной отчетности по исполнению бюджета Тегульдетского сельского поселения за 2022 год» (Акт от 06.04.2023 № 1)»;

2)            внешняя проверка годового отчета Финансового отдела Администрации Тегульдетского района  за 2022 год (Акт от 06.02.2023 № 2);

3)           внешняя проверка годового отчета Думы Тегульдетского района  за 2022 год (Акт  от 11.04.2023 № 3);

4)           внешняя проверка бюджетной отчетности по исполнению бюджета Берегаевского сельского поселения за 2022 год (Акт   от 11.04.2023 № 4);

5)           внешняя проверка бюджетной отчетности по исполнению бюджета Белоярского сельского поселения за 2022 год (Акт от 14.04.2023 № 5);

6)           внешняя проверка бюджетной отчетности по исполнению бюджета Черноярского сельского поселения за 2022 год (Акт от 17.04.2023 № 6).

 

Анализом бюджетной отчётности на предмет соблюдения порядка составления, представления и достоверности годовой бюджетной отчётности Главных администраторов бюджетных средств (Администраций Белоярского, Тегульдетского, Черноярского сельских поселений) выявлены определенные нарушения и недостатки,  в том числе бюджетного законодательства и ведения бухгалтерского учета, которые существенно не повлияли на достоверность годовой бюджетной отчётности. Из анализа ответной информации по результатам проверок установлено, что возможные поправки в отчеты внесены, остальные приняты к сведению о недопущении при формировании отчетности в будущих периодах.

 

3. Итоги экспертно – аналитической деятельности

 

В соответствии с планом работы и на основании распоряжений председателя КСО в отчетном периоде было проведено 24 экспертно – аналитических мероприятия.

В 2023 году большое внимание было уделено экспертизе муниципальных программ.

Контрольно-счетным органом проведена экспертиза 11 муниципальных программ (далее - Программ), начало действия которых, начинается с 2023 года:

1)           Заключение от 20.01.2023 № 1 по результатам экспертизы муниципальной программы «Профилактика правонарушений и наркомании в Тегульдетском районе на 2023-2025 годы»;

2)           Заключение от 24.01.2023 № 2 по результатам экспертизы муниципальной программы «Об организации временной занятости несовершеннолетних граждан в Тегульдетском районе на 2023-2025 годы»;

3)           Заключение от 25.01.2023 № 3 по результатам экспертизы муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тегульдетском районе на 2023-2025 годы»;

4)           Заключение от 08.02.2023 № 4 по результатам экспертизы муниципальной программы «Развитие малых форм хозяйствования в Тегульдетском районе на 2023-2025 годы»;

5)            Заключение от 20.02.2023 № 5 по результатам экспертизы муниципальной программы «Старшее поколение на 2023-2025 годы»;

6)           Заключение от 28.02.2023 № 6 по результатам экспертизы муниципальной программы «Развитие культуры Тегульдетского района на 2023-2025 годы»;

7)           Заключение от 03.03.2023 № 7 по результатам экспертизы муниципальной программы «Улучшение условий труда в Тегульдетском районе на 2023-2025 годы»;

8)           Заключение от 20.03.2023 № 8 по результатам экспертизы муниципальной программы «Развитие туризма на территории Тегульдетского района на 2023-2025 годы»;

9)           Заключение от 22.03.2023 № 9 по результатам экспертизы муниципальной программы «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения в муниципальном образовании «Тегульдетский район» на 2023-2025 годы»;

10)        Заключение от 24.03.2023 № 10 по результатам экспертизы муниципальной программы «Формирование доступной среды в Тегульдетском районе на 2023-2025 годы»;

11)        Заключение от 29.03.2023 № 11 по результатам экспертизы муниципальной программы «Обеспечение безопасности Тегульдетского района на 2023-2025 годы».

В ходе экспертизы проводилась оценка соответствия структуры и содержания муниципальных программ  действующим нормативным правовым актам, анализ соответствия поставленных в Программе целей и задач показателям комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Тегульдетский район», оценка экономической обоснованности и достоверности планового и утвержденного объема ресурсного обеспечения Программ, оценка достижимости поставленных целей при запланированном объеме финансовых ресурсов.

Основным документом, определяющим требования к формированию муниципальных программ в Тегульдетском районе, является Постановление Администрации Тегульдетского района от 12.03.2015 № 104 «О муниципальных программах Тегульдетского района»  (далее - Постановление № 104).

Результаты экспертизы муниципальных программ показали, что практически всеми разработчиками программ в 2023 году не обеспечены организационные мероприятия при составлении и утверждении программ, а именно: в нарушении п.13 Главы 3 Постановления № 104 не оформлены документы по экспертизе и заключению первого заместителя Главы Тегульдетского района о целесообразности утверждения проекта МП; в нарушение  п. 14 Главы 3 не оформлены документы по согласованию проектов МП                       с Финансовым отделом Администрации Тегульдетского района.

Не во всех программах выдержана структура и взаимоувязка содержания глав между собой и паспортом программы.

В части Программ не установлены условия и порядок софинансирования из бюджетов других уровней.

К большинству Программ пояснения требований к формированию показателей муниципальных программ, источникам, на основании которых они рассчитываются,                   а также методик расчета показателей результативности к проверке  не предоставлены, неясны подходы по формированию и расчету прогнозных значений показателей программ, а также отчетности об их исполнении.

Для обеспечения эффективности управления муниципальными программами КСО рекомендовано устранить недостатки, выявленные в ходе проведения экспертиз, по целевым индикаторам и показателям результативности Программ предусмотреть указание конкретных источников информации, которые возможно проверить при проведении независимого мониторинга и  оценки.

Для устранения выявленных нарушений и недостатков Главе Тегульдетского района были направлены информационные письма. Проверка принятия мер по исполнению рекомендаций показала, что во все проверенные Программы в течение 2023 и в начале 2024 годов были внесены соответствующие изменения.

В 2023 году проведен анализ и мониторинг бюджетного процесса в Белоярском, Тегульдетском, Черноярском муниципальных образованиях:

1)           Заключение от 14.07.2023 № 17 по результатам экспертно - аналитического мероприятия «Анализ и мониторинг бюджетного процесса в муниципальном образовании «Белоярское сельское поселение», в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации»;

2)           Заключение от 05.10.2023 № 18 по результатам экспертно - аналитического мероприятия «Анализ и мониторинг бюджетного процесса в муниципальном образовании «Тегульдетское сельское поселение», в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации»;

3)           Заключение от 05.10.2023 № 19 по результатам экспертно - аналитического мероприятия «Анализ и мониторинг бюджетного процесса в муниципальном образовании «Черноярское сельское поселение», в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации».

В заключениях КСО подготовлены предложения по устранению выявленных отклонений в положениях о бюджетном процессе, рекомендовано выверить действующие нормативные акты на соответствие федеральному и региональному законодательству и  внести в них изменения, также разработать и принять недостающие нормативно-правовые акты, относящиеся к бюджетному процессу.

Согласно предоставленной информации по исполнению рекомендаций КСО работа по устранению выявленных замечаний в поселениях ведется.

В экспертно-аналитической деятельности для КСО Тегульдетского района приоритетными в 2023 году оставались вопросы оценки формирования и исполнения бюджета Тегульдетского района, бюджетов сельских поселений, входящих в состав Тегульдетского района.

КСО ежеквартально проводил оперативный анализ исполнения бюджета Тегульдетского района, справки по результатам анализа направлялись Главе района для информации.

В рамках последующего контроля осуществлен необходимый комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволивших подготовить 5 (пять) заключений по результатам внешней проверки отчетов об исполнении бюджетов за 2022 год представленных администрациями муниципальных образований: Тегульдетского района и 4 сельских поселений (Белоярского, Берегаевского, Тегульдетского и Черноярского). Заключения на отчеты об исполнения бюджетов подготовлены с учетом результатов внешней проверки и анализа годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств:

1)           Заключение от 07.04.2023 № 12 по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Тегульдетского сельского поселения за 2022 год;

2)           Заключение от 11.04.2023 № 13 по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Берегаевского сельского поселения за 2022 год;

3)           Заключение от 14.04.2023 № 14 по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Белоярского сельского поселения за 2022 год;

4)           Заключение от 16.04.2023 № 15 по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Черноярского сельского поселения за 2022 год;

5)           Заключение от 28.04.2023 № 16 по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Тегульдетского района за 2022 год.

КСО в целом подтвердил достоверность данных, представленных в проектах решений об утверждении отчетов об исполнении бюджетов за 2022 год  и  рекомендовал представительным органам рассмотреть отчеты об исполнении бюджетов за 2022 год в целях их утверждения, после устранения выявленных ошибок.

Следует отметить, что по результатам проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Тегульдетского района за 2022 год выявлено нарушение статьи 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации: объем финансирования в 4 муниципальных программах не приведен в соответствие с решением о бюджете Тегульдетского района на 2022 год. Аналогичное нарушение выявлено в отчете об исполнении бюджета Тегульдетского сельского поселения, объем финансирования   в 1 муниципальной программе не приведен в соответствие с решением о бюджете Тегульдетского сельского поселения на 2022 год.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений Главе Тегульдетского района и Главе Тегульдетского сельского поселения были направлены представления   с предложениями об  устранении выявленных нарушений и принятии мер к недопущению в будущем.

Из анализа информации по исполнению представлений и информационных писем следует, что выявленные ошибки устранены, в действующие муниципальные программы изменения внесены, сотрудникам, допустившим нарушения, указано на недостатки исполняемой ими работы. Ответственные работники, допустившие нарушения привлечены к дисциплинарной ответственности (объявлено 5 замечаний).

В рамках предварительного контроля за формированием бюджетов муниципальных образований подготовлено  5 (пять) заключений на проекты бюджетов:

1) Заключение от 27.11.2023 № 20 на проект решения Совета Черноярского сельского поселения «О бюджете Черноярского сельского поселения на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов»;

2) Заключение  от 01.12.2023 № 21 на проект решения Совета Белоярского сельского поселения «О бюджете Белоярского сельского поселения на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов»;

3) Заключение  от 05.12.2023 № 22 на проект решения Думы Тегульдетского района «О бюджете Тегульдетского района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов»;

4) Заключение от 07.12.2023 № 23 на проект решения Совета Берегаевского сельского поселения «О бюджете Берегаевского сельского поселения на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов»;

5) Заключение  от 11.12.2023 № 24 на проект решения Совета Тегульдетского сельского поселения «О бюджете Тегульдетского сельского поселения на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».

В ходе экспертиз были проанализированы представленные проекты бюджетов   на предмет предотвращения неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств при имеющихся ограниченных ресурсах, выявления резервов роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программ социально – экономического развития территорий муниципальных образований, обоснованности распределения бюджетных ассигнований по каждому разделу функциональной классификации расходов, соответствия прогнозируемого размера дефицита бюджетному законодательству Российской Федерации.

В заключениях КСО Тегульдетского района на проекты бюджетов муниципальных образований на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов отмечено, что проекты решений подготовлены в рамках действующего бюджетного законодательства, соблюден принцип сбалансированности, было рекомендовано уточнить бюджеты в части объема межбюджетных трансфертов, получаемых из вышестоящих бюджетов; в целях повышения доходной базы местных бюджетов, для финансового обеспечения расходных обязательств, органам местного самоуправления принять меры по повышению эффективности администрирования доходов местных бюджетов, активизировать работу по выявлению потенциальных доходных источников бюджета; активизировать работу по разработке эффективных муниципальных программ для перехода к формированию бюджетов программно-целевым методом.

Нарушений законодательства и принципов формирования бюджетов не выявлено.

Все проекты решений были рекомендованы к рассмотрению и принятию представительными органами, при условии устранения выявленных недостатков до принятия бюджетов.

 

3. Кадровое обеспечение деятельности КСО

 

В соответствии с решением Думы Тегульдетского района от 24 февраля 2022 №1 (в редакции решения Думы Тегульдетского района от 25 мая 2023 года № 8) «О Контрольно-счетном органе муниципального образования «Тегульдетский район» утверждена штатная численность КСО в количестве 1,75 штатной единицы, в том числе Председатель КСО - 1 единица, инспектор КСО - 0,25 единицы, иные штатные работники- 0,5 единиц. Фактическая численность в 2023 году составила 1 человек (Председатель Контрольно-счетного органа муниципального образования «Тегульдетский район»).

 

4. Информирование общественности

 

В соответствии с требованиями законодательства об обеспечении открытости  к информации о деятельности органов местного самоуправления на официальном сайте Администрации Тегульдетского района размещена страница Контрольного органа. Кроме того, созданы персональные страницы в определенных Правительством РФ информационных системах ВКонтакте и Одноклассниках.

 

5. Иная деятельность

 

Председатель КСО Тегульдетского района является членом Совета Контрольно-счетных органов Томской области, 2023 году приняла участие в двух видеосовещаниях Совета, на которых обсуждались актуальные вопросы по совершенствованию муниципального контроля, о взаимодействии органов муниципального контроля. Решения, принятые по итогам заседаний Совета, учитывались и использовались  в деятельности  КСО.

В течение 2023 года Председатель КСО принимала участие в обучающих мероприятиях Союза муниципальных контрольно-счетных органов в режиме видеоконференцсвязи.

Председатель КСО Тегульдетского района входит в состав Совета по противодействию коррупции при Администрации Тегульдетского района, является секретарем Совета и в течение 2023 года приняла участие в четырех заседаниях Совета.

 

6. Основные направления деятельности КСО Тегульдетского района в 2024 году

 

Распоряжением Контрольно-счетного органа муниципального образования «Тегульдетский район» от 25.12.2023 № 25 утверждён план работы на 2024 год.

Обязательными для КСО останутся мероприятия, проводимые ежегодно, это внешняя проверка и подготовка заключений на отчёты об исполнении районного бюджета, бюджетов поселений; подготовка заключений на проекты решений о бюджетах  на очередной год и на плановый период муниципальных образований Тегульдетского района, кроме того, экспертно-аналитические мероприятия КСО будут ориентированы на совершенствование бюджетного процесса, запланировано проведение экспертиз муниципальных программ, срок действия которых начинается с 2024 года.

Экспертно-аналитические и контрольные мероприятия КСО будут ориентированы на оказание практической помощи субъектам контроля в части нормативного ведения бухгалтерского учета, бюджетной отчетности, соблюдения требований законодательства всех уровней. Организация работы контрольно-счетного органа будет осуществляться на основе принципов законности, объективности, гласности, независимости и ответственности.

 

 

Последнее обновление: 12 апреля 2024, 11:10

Просмотров: 542